[Перевод] Слайды для миллиардного стартапа
В рамках бесплатного спринта по созданию презентаций для стартапов я перевела полезные советы от Y Combinator.
Y Combinator — лучший в мире акселератор для стартапов по количеству единорогов (25), по объему привлеченных инвестиций ($27 млрд) и по капитализации выпускников ($300+ млрд).
Как создать лучший Pitch Deck
Ниже приведена адаптация презентации, которую я даю стартапам YC, прежде чем мы попросим их создать свои презентации для Демо-дня.
Вот как сделать надежную презентацию для Демо-дня. Следует помнить, что у вас уже есть все необходимое для создания отличной презентации.
Вероятно есть 100 причин, почему ваша компания великолепна, но люди смогут вспомнить парочку из них после короткой презентации или питча. С каждым из вас мы сели и выяснили 5-7 самых важных идей, которые люди должны знать о вашем стартапе. Вы хотите, чтобы инвесторы запомнили именно эти 5-7 пунктов.
Как вы уже поняли после Prototype Day, вам повезет, если они смогут вспомнить хотя бы 1 или 2 из этих пунктов в контексте 100 других компаний, презентующихся вместе с вами.
Если вы просто четко изложите свои идеи, то добьетесь большего успеха, чем 99% стартапов. Потому что прежде чем кто-то сможет вспомнит, он должен это понять. Вот как я делаю вещи легкими для понимания:
-
Я делаю это разборчивым.
-
Я делаю это простым.
-
Я делаю это понятным (очевидным).
Вот как заставить людей не понимать:
Оригинал
-
Сделать это неразборчивым
-
Сделать это сложным для понимания
-
Сделать это неочевидным
Я собираюсь вдалбливать это снова и снова: ваши слайды НЕ должны быть неразборчивыми, сложными или неочевидными. Слайды должны быть разборчивыми, простыми и понятными.
Я хочу вас предупредить, прежде чем двигаться дальше в своей презентации. В этой презентации слишком много чертовых слайдов. Если бы это была настоящая презентация для Демо-дня, я бы сделал гораздо меньше слайдов. Это визуальное эссе, это очень разные вещи. Пожалуйста, не делайте визуальное эссе.
Разборчивость
Хорошо, давайте поговорим о разборчивых слайдах. Если люди не смогут его прочесть ваш слайд, они не смогут его понять. На Демо-дей в зале будет более 500 людей. Они не смогут все сидеть в первом ряду. Многие из них люди в возрасте, так что зрение у них, возможно, не самое лучшее.
Оригинал
Разборчивые слайды могут читать даже старики, сидящие в заднем ряду с плохим зрением. Вот как вы можете это сделать:
-
Настройте большой размер шрифта.
-
Используйте жирный текст.
-
Выберите простой шрифт.
-
Сделайте хороший контраст текста и фона.
Кроме того, текст наверху легче читать из задней части комнаты. Давайте рассмотрим несколько примеров.
Оригинал
Это не совсем ужасно. Проблема заключается в контрасте и позиционировании текста. Давайте попробуем еще раз.
Оригинал
Уже лучше, но на этом слайде осталось много текста, который не оптимизирован для разборчивости, потому что нас ограничивает скриншот. Вот версия, которую каждый сможет прочитать из задней части комнаты.
Оригинал
Следующий слайд взят из Shred Video. Это из их презентации в Prototype Day (спасибо, ребята, что дали мне разрешение использовать это), и это то, что должно объяснить, что делает их стартап.
Как вы можете видеть (или не видеть), текст слишком маленький и слишком тонкий. Текст, который объясняет, что они делают, находится в нижней части слайда. Их технология удивительна. Программное обеспечение Shred может автоматически редактировать видео из нескольких часов необработанной съемки во что-то, что выглядит так, как будто оно было сделано профессионалом, всего за несколько секунд. К сожалению, они в основном скрыли это в светло-сером цвете в нижней части слайда. К Демо-Дню их описание упростилось, и текст, который они использовали для его описания, был большим и располагался во главе слайда.
Простота
Давайте поговорим о простых слайдах. Простые идеи легко понять.
Оригинал
Но что именно это означает? Что ж, простое и сложное имеют одно и то же происхождение.
Слово “plex” означает плетение, скручивание или складывание.
Простые идеи — это те, которые не переплетаются с другими идеями. Они — одна нить. Они — одна идея. Таким образом, простой слайд выражает одну идею. Не загромождайте слайды множеством идей. Вот как вы все усложняете. Некоторые идеи могут занять более одного слайда, чтобы вы смогли выразить свою точку зрения. Но вы должны очень постараться сделать это за один слайд.
Оригинал
Поскольку у вас есть только 5-7 идей, которые вы хотите донести до инвесторов, у вас не должно быть слишком много слайдов. Презентация для Демо-дня в идеале занимает всего 5-7 слайдов.
Давайте рассмотрим еще один пример из нашего стартапа. Вот очень ранняя версия слайда из Afrostream, объясняющая, что они делают.
Они поместили здесь две идеи, пытаясь передать, что именно они построили и для кого.Здесь слишком много текста. Возможно, было бы хорошо, если бы они просто поместили выделенные части, но они совершили очень распространенную ошибку, которую, как я вижу, совершают многие стартапы. Они постарались упаковать в этот слайд все мелкие нюансы своего бизнеса. В результате получается слайд, который никто не может легко запомнить.
Сравните это со слайдом, который они в конечном итоге используют в Демо-день, чтобы объяснить свой стартап:
А-а-а, это как глоток свежего воздуха. Коротко, сладко и легко запоминается. Как только вы решите, какую идею вы хотите передать на слайде, вы должны выяснить, как сделать так, чтобы ваша аудитория нашла эту идею. Лучший способ помочь людям найти одну идею на каждом слайде — сделать ее очевидной.
Очевидность
Давайте поговорим об очевидных слайдах. Очевидные слайды — это те, которые можно понять с первого взгляда. Вот простой тест, который вы можете использовать, чтобы проверить, является ли слайд очевидным: покажите его незнакомцу и попросите его рассказать вам, что это значит. Если он сразу не скажет вашу идею, вы не смогли сделать идею очевидной.
Оригинал
Это происходит потому, что идеи, которые очевидны, очень быстро воспринимаются. Почему мы заботимся о скорости понимания? Что ж, для презентации Демо-дня следующие две вещи делают ее очень сложной для вас.
-
У вас есть только 2 минуты и 30 секунд.
-
Люди легко отвлекаются.
На самом деле инвесторов еще легче отвлечь, чем большинство других людей. Их легко отвлечь, потому что они нетерпеливы. Если они не поймут вашу точку зрения сразу, они начнут проверять свою электронную почту.
Мы не можем заставить инвесторов смотреть и слушать вас все время. Трудно сосредоточиться на более чем 100 презентациях, даже если это ваша работа. Проявите хоть немного сочувствия. Способ облегчить работу инвестора — убедиться, что любой слайд, который вы показываете, можно понять с первого взгляда. Таким образом, они просто поймут его, когда оторвутся от проверки своей электронной почты.
Вот как я делаю вещи очевидными: я начинаю с того, что делаю их разборчивыми и простыми. (См. два пункта выше.) Затем я стараюсь сделать свою идею ясной. Вот вам пример:
Уточнение: этот слайд не является явным. Вы, вероятно, можете догадаться и понять, что он представляет собой какой-то график роста, но это не сразу ясно.
Это лучше, но идея, которую я хочу выразить, может быть более очевидна:
Оригинал
Бум. Это как если бы я положил Клиффсноты прямо на слайд. Не нужно гадать, как дела у моего стартапа,я показал это наглядно. Вот еще один вариант одного из наших стартапов.
Без подписи вам пришлось бы изучить график, чтобы прийти к такому выводу. Просто написать это, и мне почти не нужно смотреть на график.
Еще один способ, которым я делаю свои слайды очевидными, – это избегать отвлекающих факторов в своих слайдах. Теперь, когда я говорю отвлечения, я имею в виду информационные отвлечения. Вот один из способов показать, как работает Dropbox:
Неплохо, но не очевидно. Проблема в том, что люди не могут понять этот слайд сразу. Почему? Ну, на этом слайде много информации. Видите?
Все это дерьмо требует времени, чтобы понять. На самом деле существует закон человеческого взаимодействия, называемый Законом Хика, который описывает, как каждая часть информации, которую мы добавляем к проблеме, имеет свою цену — увеличивает число вариантов решений, что увеличивает время, необходимое для принятия решения логарифмически.
Для меня диаграммы — это маленькие лабиринты для идей. Они обычно делают путь к идее, которую вы хотите выразить, слишком длинным. Вы не хотите, чтобы инвесторы тратили время, пытаясь понять схему. Вы хотите, чтобы инвесторы сразу же поняли, почему вы потрясающие. Поэтому путь к идее должен быть прямым и быстрым.
Вот некоторые отвлекающие факторы, которых вы должны избегать в своих слайдах.
-
Слишком много текста.
-
Излишние объяснения и предостережения.
-
Чрезмерное брендирование на слайде.
-
Фотографии без заголовков и подписей.
-
Анимация.
-
Переходы.
-
Мемы.
-
Тонкий юмор.
-
Случайный юмор.
В принципе, не пытайтесь сделать слайды тем, что они запомнят.
Оригинал
Инвесторы вкладывают деньги в команды, а не в слайды. Ваши слайды должны сделать ваши идеи более ясными. Не позволяйте слайдам отвлекать инвесторов от того, что вы говорите. Вы хотите, чтобы они были впечатлены вами. Не вашими слайдами.
Есть, однако, одно исключение из этого правила: когда ваша цель — показать сложность или ошеломить аудиторию. Обычно это происходит, когда стартап хочет поговорить о том, насколько трудна проблема, которую он решает. Я приведу вам пример из презентации Magic.
На этом слайде они подчеркивают, что их программное обеспечение абстрагирует тысячи сервисов в единый интерфейс. Чтобы донести суть, они показывают слайд каждого необходимого сервиса, которую они могли предполагают в каждой отрасли, рынке и организуют это в огромную таблицу.
Как правило, не идеально показывать слайд каждого потенциального конкурента на рынке. Логотипы представляют проблему. Чтобы пользователи могли воспользоваться всеми этими услугами, они должны были бы создать учетную запись для каждого сервиса. Это проблема открытия и удобства использования. Каждый логотип также представляет каждый бизнес, который теперь может взимать премию за решение проблем своих пользователей. Это ошеломляет по какой-то причине, и обычно именно тогда можно нарушить правила.
Гребаные Скриншоты
Давайте поговорим о скриншотах. Обычно я ненавижу скриншоты в демонстрационных презентациях. Скриншоты почти всегда неразборчивы, сложны и неочевидны. Они нарушают все 3 правила! Текст в большинстве интерфейсов слишком мал (не разборчив). Большинство интерфейсов делают несколько вещей (не простых). Большинство скриншотов занимают больше времени, чем один взгляд, чтобы понять (не очевидно). Они самые худшие.
Вот поиск изображений Google для “скриншотов”:
Можете ли вы сразу понять любую из этих картинок? Нет.
Если вы пытаетесь показать, что вы делаете, я рекомендую показать самую упрощенную версию этого. Маркированный список шагов — моя любимая техника для этого.
Этот слайд гораздо лучше объясняет простоту использования продукта SparkGift, чем любой рабочий процесс, который они могли бы показать из своего реального интерфейса.
Иногда компании может повезти, и они смогут объяснить, что они делают, в двух пунктах. Вот как это сделал Meadow:
Употребление наркотических веществ на основе марихуаны в РФ является административным правонарушением, караемым штрафом.
На мой взгляд, этот слайд гораздо лучше, чем любая комбинация кнопок, ссылок и хрома, которую они могли бы разместить там, чтобы выразить ту же самую идею.
Разочарование, которое я испытываю из-за скриншотов в питч деках, касается также скринкастов и видео. Подумайте дважды, прежде чем пытаться использовать что-то из этого.
Вероятно, вы можете сделать гораздо больше, чтобы улучшить свою презентацию, но это хорошее начало. Опять же, вот как сделать солидную презентацию на Демо-дей:
Spoiler
Сделайте ее разборчивой. Сделайте ее простой. Сделайте ее очевидной.
Если вы просто сделаете эти три вещи, у вас будет презентация, которую любой, сможет понять. И поскольку понимание — это основа для того, чтобы кто-то был достаточно восхищен, чтобы потом захотеть поговорить с вами, это хорошее место для старта.
Две недели подряд мы проводим мероприятие под названием Prototype Day, чтобы все стартапы впервые представили друг другу свои идеи. Что они быстро понимают, так это то, насколько плохо они описывают свои стартапы, что их даже запоминают коллеги в батче.
Если вы хотите помочь с переводами полезных материалов библиотеки YC – пишите в личку, телегу @jethacker или почту [email protected]
Следите за новостями YC Startup Library на русском в телеграм-канале или в фейсбуке.