Как мы снимаем видеоинструкции для решений Рутокен

Мы решили продолжить наш цикл статей про разработку пользовательской документации, но на этот раз нам захотелось рассказать еще об одном способе создания инструкций для пользователей — это съемка видеороликов. Мы расскажем о процессе их производства: от возникновения идеи до загрузки ролика на YouTube-канал. У нас нет студии и профессиональных актеров, мы все делаем сами и хотим показать вам, что это не так сложно. Здесь вы найдете: идеи, готовые алгоритмы и, быть может, вдохновитесь на съемку своей видеоинструкции.

Когда обычной инструкции не достаточно

Иногда уже в процессе написания обычной инструкции понимаешь, хорошо бы показать какие-то процессы в видео. Например, если лампочка на устройстве, котором мы описываем, мигает несколько раз или меняет цвет. Да, можно написать —  “если лампочка устройства мигает три раза, а потом гаснет, то устройство не работает”. Вроде как всё понятно, а если лампочка не просто мигает, а несколько раз меняет цвет, то такое уже будет сложнее объяснить при помощи текста.

Нам надо понимать, что далеко не все можно хорошо объяснить словами. Также, если вам нужно описать новый продукт, показать как он выглядит и как работает, то лучше всего снять видео. Ну и современная молодежь любит ролики, а значит так вы можете расширить свою аудиторию.

Мы расскажем, как снимать ролик на конкретном примере. У нас недавно вышло новое устройство и  возникла необходимость показать нашим пользователям его уникальные возможности: работу через контактный и бесконтактный интерфейс. Лучше всего, нам кажется,  это можно сделать в видео.

Первым делом мы, конечно, написали обычную инструкцию. В ней немного рассказали про смарт-карту, показали как она выглядит и описали алгоритмы ее работы в различных операционных системах. В этой инструкции есть фотографии устройства, фотографии того, как правильно подключать его к компьютеру и прикладывать к мобильному устройству. Но все это лучше всего можно показать в динамике, а это только видео. 

Что делает пользователь с обычной инструкцией? Он не читает ее полностью, а находит необходимый раздел и выполняет описанную в нем процедуру. А это значит, что он будет искать обычную инструкцию в том случае, когда смарт-карта у него уже есть, и наша обычная инструкция будет полезной только для существующих пользователей и вряд ли поможет нам привлечь новых. А смарт-карта новая  一 она еще мало у кого есть. Вряд ли пользователь, который еще не купил эту смарт-карту, будет читать инструкцию на 20 страниц, ему проще посмотреть небольшой ролик и понять, что это за устройство.

Все начинается с идеи и оценки ее реализации

Идея пришла уже после написания инструкции, но далеко не все подобные идеи заканчиваются реализацией. Ведь производство ролика стоит дороже написания инструкции и необходимо было осознать, действительно ли рационально сейчас тратить на это ресурсы компании. И мы задали себе вопрос: кому кроме наших пользователей может пригодиться такая видеоинструкция? Ее глобальная цель — привлечь внимание к новой смарт-карте, поэтому она точно пригодится нашим менеджерам, они смогут отправлять ролик потенциальным заказчикам. Ещё такой ролик или его фрагмент можно показывать на презентации устройства, вставить в пресс-релиз и добавить в новостную ленту в социальных сетях. А этого уже  достаточно для того, чтобы запустить процесс его производства. Ну и не стоит забывать про очевидную  цель — загрузить новый ролик на YouTube-канал, чтобы наши подписчики про нас лишний раз вспомнили. У вас цели могут быть другие.

Кто нужен для производства видеоинструкции

Идея есть, теперь нам надо понять, все ли необходимые специалисты сейчас могут поучаствовать в производстве ролика. Давайте разбираться, кто нам нужен: 

  • Руководитель  проекта или продукта. Как вы уже догадались, того продукта, для которого мы будем снимать ролик. 

Зачем он нам: сформулировать цель ролика, ответить на вопросы в процессе написания сценария, вычитать сценарий и оценить ролик.

  • Технический писатель. Тот, который писал инструкцию для нашей смарт-карты. Он уже многое знает и напишет сценарий быстрее, чем любой другой, кому придется разбираться в этой теме. Зачем он нам: написать сценарий и снять видео с экрана своего компьютера. Также, если в видео есть реальные кадры, то нарисовать раскадровку для видеооператора. Это идеальная картина, бывает так, что технический писатель и режиссер, и оператор, и монтажер.

  • Видеооператор. Ему  совсем не обязательно быть в теме, для него создана раскадровка, и он по ней работает. У нас это не всегда отдельный человек, если нет на это ресурсов, то тот, кто пишет сценарий и снимает живые кадры. В этот раз он у нас был. Зачем он нам: качественно снять живые кадры и при необходимости помочь с монтажом.

  • Монтажер. У нас это тот, кто писал сценарий, он собирает весь ролик. Видеооператор может помочь ему выполнить какие-то сложные моменты. В этот раз они были: нам надо было показать одновременную работу смарт-карты в двух мобильных операционных системах.

  • Человек, записывающий закадровый голос. У нас это реальный сотрудник технической поддержки, его голос знаком нашим пользователям. Он записывает закадровый голос для ролика. 

В этот раз обстоятельства сложились так, что голос пришлось перезаписывать и в финальную версию попал голос технического писателя. Дальше мы про это расскажем, дадим ценный совет, чтобы таких форс-мажоров у вас не было.

Маркетолог. Он смотрит финальную версию и загружает ее на YouTube-канал.

Вроде никого не забыли. Да, многое может делать один человек и для каких-то роликов достаточно только заказчика и исполнителя. 

Перед тем как мы запустим процесс производства видеоролика, нам надо выяснить, все ли участники свободны и смогут в какой-то момент подключиться к процессу. Мы все выяснили и определили сроки.

Сколько времени нужно на производство ролика

Со сроками тоже все интересно. Если рассказывать про обычную инструкцию, то мы понимаем примерно сколько это займет времени, с видео сложнее. Оно может совсем не понравиться и какие-то моменты придется переснимать, а потом и заново монтировать. По опыту, на ролик продолжительностью 5 минут в среднем нужно 6-8 рабочих дней, это время на весь цикл производства. И надо понимать, что иногда этот срок растягивается в два и в три раза. А бывает, когда все сразу удачно складывается и требуется меньше времени.

Что нужно из оборудования

  • Компьютер. На нем производится запись необходимого материала с экрана, хранятся все файлы для видео и монтируется ролик.

  • Штатив. На него можно закрепить мобильный телефон для съемки живых кадров.

  • Мобильный телефон. На него, как вы уже догадались, можно снимать живые кадры. Когда есть возможность позвать в этот проект видеооператора, штатив и мобильный телефон не нужны, так как процесс съемки обеспечивает видеооператор. 

  • Диктофон. На него записывается звук. Никакой конкретный рекламировать не будем, используйте любой, можно даже тот, что есть в мобильном телефоне.

  • Монтажная программа. В ней мы монтируем и собираем видео. У нас их две: для простого линейного монтажа мы используем программу Movavi, а для более сложного — Adobe Premiere Pro. Первая очень простая и быстрая в освоении. Конечно необходимо, чтобы все используемое ПО было лицензированным.

  • Много памяти на компьютере и мощный процессор. Чтобы сохранять все файлы для ролика и быстро его собирать. Файлы для ролика занимают в разы больше места, чем обычная документация. 

  • Программа для обработки звука. В ней мы обрабатываем звук. Можно установить специальную, а можно использовать возможности программы  Adobe Premiere Pro.

  • Текстовый редактор. В нем мы пишем сценарий. Использовать можно любой, но лучше всего тот, в котором организована возможность совместной работы с документом. Например, можно использовать  Microsoft Word 2016 или Google Docs. 

  • Программа для записи видео с экрана. С ее помощью мы снимаем видео с экрана, если это необходимо. Мы используем ту же программу, в которой мы делаем скриншоты для обычной документации, это программа Snagit. 

  • Программа для создания текстовых слайдов для роликов. Можно использовать любую, мы используем графический онлайн-редактор Readymag.

Вроде все, сами понимаете, что если нет штатива, то это не критично. А вот, например, без монтажной программы точно не обойтись. Все оборудование собрано, начинаем снимать? Нет, сначала пишем сценарий.

Обязательно ли писать сценарий

Ответ — ДА. Сценарий нужен даже, если ваш ролик длится 20 секунд. Ролики без сценариев очень отличаются, в них нет нужных акцентов и логики. А если в таком ролике еще есть закадровый голос, то это вообще “веселье”. Что делает человек, который записывает закадровый голос: он просто комментирует все, что видит, а так быть не должно. Здесь мы можем услышать неоправданные паузы, слова-паразиты и т.п.

Сценарий выстраивает логику повествования, дает возможность понять: где сделать паузу, выделить что-то голосом, замедлить или ускорить какие-то процессы. 

Как уже говорили, мы пишем сценарий в текстовом редакторе, в котором есть функция, которая позволяет работать с одним документом нескольким людям одновременно.  Сценарий в нашем случае пишет технический писатель, на это ему нужен хотя бы один рабочий день. У нас в ролике есть закадровый голос, поэтому сценарий мы пишем сразу в том виде, в котором сможем его передать тому, кто будет записывать закадровый голос. Не стоит делать сценарий очень большим. Подумайте, что действительно важно рассказать пользователям, на что обратить их внимание.

Например, если пользователю необходимо указать какие-то конкретные значения параметров, то надо это сказать, а сами значения продублировать в субтитрах в кадре.

А вот, если мы показываем, как мигает индикатор на устройстве, то это словами комментировать не нужно, в ролике все и так будет видно.

Когда первая версия сценария написана, она отправляется на проверку заказчику. Это обязательно надо сделать перед началом съемки, так как у исполнителя и заказчика могут быть очень разные представления о содержании ролика, и важно это выяснить. Здесь не нужно торопиться, важно подождать, пока заказчик посмотрим и выдаст свои комментарии, иногда ждать приходится долго.

Комментарии получены, все ошибки исправлены, сценарий готов. Что делать дальше? С чего начать съемку? Начнем с самого сложного — со съемки реальных кадров. В нашем ролике это кадры со смарт-картой, компьютером и мобильными телефонами.

Как снимать реальные кадры или записывать закадровый голос

Мы уже писали, что иногда  снимаем реальные кадры без помощи профессионального видеооператора, но в этот раз он был. Тем не менее эту тему нельзя упускать, и хочется дать по этому процессу несколько советов.

Совет 1. Записывайте звук отдельно. Если вы снимаете живые кадры и хотите, чтобы они сопровождались закадровым голосом, то пишите звук отдельно. Качество звука — это очень важный параметр. 

Мы записываем закадровый голос специальный диктофон или на диктофон мобильного телефона. 

Для записи звука вам нужно найти тихое помещение, так как не все шумы можно убрать в процессе обработки. Располагайте диктофон в 20 сантиметрах от губ говорящего.

Мы обещали рассказать вам про наш форс-мажор, он как раз возник в процессе производства этого ролика. Что произошло? Мы получили файлы с закадровым голосом в пятницу вечером и не успели их проверить. В субботу наш технический писатель смонтировал видео с этими файлами и когда пересматривал финальную версию, обнаружил брак по звуку. Это был звук от прикосновения говорящего к микрофону, а его убрать нереально, так как он шел параллельно голосу. Что пришлось сделать? Перезаписать закадровый голос. А сами понимаете, на это нужно время. Не повторяйте наших ошибок, всегда проверяйте файла с закадровым голосом перед монтажом.

Совет 2. Обрабатывайте звук. Убирайте шумы и выравнивайте звук по громкости.

Совет 3. Думайте про свет. Плохо когда света мало, но также плохо когда его много. Не снимайте против источника света. Он должен быть либо перед объектом съемки, либо сбоку.

Естественный свет лучше искусственного, но у него есть один большой минус  — его нельзя контролировать. Например, сейчас может светить солнце, а через 5 минут оно спрячется за тучу или облако, и свет в кадре будет выглядеть иначе. Для того, чтобы выравнивать кадры по свету, необходимо на самом последнем этапе монтажа сделать цветокоррекцию, это можно сделать практически в любой монтажной программе. 

Совет 4. Выстраивайте картинку. Даже, если в кадре нет человека, желательно думать о картинке. Думать о том, как это будет выглядеть, пробуйте разные варианты. Ведь порой даже от того, как расположен компьютер в кадре зависит восприятие всего ролика. Если для вас важно, чтобы было видно происходящее на экране компьютера, то старайтесь избегать лишних бликов. Здесь тоже нужен осознанный подход.

Мы снимали для ролика кадры: 

  • Общий план: компьютер, считыватель, смарт-карта и руки человека. Так мы показали, что нужно для подготовки смарт-карты к работе.

  • Крупный план: смарт-карта в ладони. Так мы показали, как выглядит смарт-карта.

  • Крупный план: смарт-карта, мобильное устройство и руки человека. Так мы показали, как работать со смарт-картой на мобильном устройстве.

После того, как мы отсняли реальные кадры, начинаем снимать видео с экрана.

Как снимать видео с экрана компьютера или мобильного устройства

Можно просто нажать кнопку “Запись” и начать выполнять процедуру на компьютере или мобильном телефоне, пусть все без разбора записывается. Но лучше разделить съемку большой процедуры на съемку нескольких подпроцедур. Это тоже надо сделать правильно, с соблюдением логики выполнения большой процедуры, чтобы у пользователя не возникло ощущения разорванности процесса.

Не забывайте в таких роликах делать паузы, ведь пользователь смотрит и повторяет действия, а в отстающих ему быть не хочется. 

Есть моменты, которые можно ускорить. Например, вы показываете как заполняете стандартные поля (фамилия, имя, отчество), такое пользователь сможет сделать сам.

А есть моменты, которые можно замедлить. Например, если показываете, что пользователю необходимо проверить значения полей. Здесь вам надо дать пользователю время на это.

Не забывайте про то, что в вашем ролике не должно быть каких-то личных данных (номеров телефонов, IP-адресов, адресов электронных почт и т.п.), их надо замылить.

Также мы замыливаем системную дату и время. Вы спросите зачем? У пользователя не должно быть информации о том, что вы долго снимали свой ролик, что-то записывали в два часа ночи, а что-то потом вставили из другого дня. А по системному времени он может это легко отследить, поэтому лучше его замылить.

Мы снимали для нашего ролика процедуру создания тестового сертификата через сервис ra.rutoken.ru. Это нужно, чтобы подготовить смарт-карту для работы с мобильным устройством. Ну и показали пользователю продуктовую страницу смарт-карты.

Все данные в ролике были вымышленными, поэтому мы их не замыливали. Системное время попало в кадр один раз — в общем плане, поэтому его тоже не замыливали.

Теперь у вас есть реальные кадры, есть кадры, снятые с экрана, что делать дальше? Монтировать ролик? 

Нужна ли музыка

Перед монтажом стоит подумать про музыку для ролика. Она нужна для того, чтобы ликвидировать недостатки закадрового голоса, если они есть, связать весь ролик воедино и сделать его более ритмичным. Именно поэтому фоновая музыка не должна быть очень медленной, ее цель – подбадривать пользователя.

Мы используем одну и туже музыку во всех роликах, купили ее несколько лет назад на всем известном сайте. 

У вас обязательно должны быть права на использование той или иной музыки, иначе ваш ролик могут заблокировать.

Музыку выбрали, теперь можно монтировать.

Как монтировать ролик

План монтажа. Желательно составить план монтажа, особенно это полезно, если над роликом работало несколько человек. В этом плане опишите: продолжительность каждого кадра, текстовые слайды и субтитры. Его тоже лучше согласовать с заказчиком.

Плавные переходы. Стыки кадров должны быть незаметными и плавными, для этого между ними лучше всего добавить специальные переходы. Все переходы в ролике должны быть одного типа и не должно быть долгими.

Освещение и цвет кадра. При монтаже учитывайте освещение и цвет. Если один кадр снят в теплых тонах, а другой в холодных, то это необходимо исправить. 

Редактирование голоса. При редактирование голоса необходимо вырезать: паузы, ошибки, слова-паразиты.

Текстовые слайды и субтитры. В начале видео, на заставке надпись может быть крупной.

Во всех остальных видеофрагментах их лучше делать поменьше и размещать в нижней трети кадра.

Также стоит придерживаться единой палитры. Яркие цвета можно использовать для расстановки акцентов, для всего остального – нейтральные. Для лучшего сочетания оттенков можно воспользоваться цветовым кругом. 

Картинки. Иногда нужно иллюстрировать какие-то процессы, в этом могут помочь картинки. Как уже писали, для создания иллюстраций мы используем онлайн-редактор Readymag. Там есть готовые изображения, из которых можно составить смысловой слайд.

Мы в ролике иллюстрировали процесс использования смарт-карты в рабочей ситуации на предприятии.

На монтаж тоже нужно время. У нас на это ушел один рабочий день. Потом мы собрали первую версию ролика и отправили на проверку заказчику. Он прислал нам комментарии, мы обсудили их и смонтировали финальную версию ролика. Ее отправили нашему маркетологу, на этом этапе может возникнуть необходимость что-то исправить. Нас попросили исправить заставку, мы это сделали, и потом ролик был опубликован на нашем YouTube-канале. 

Жизнь ролика на YouTube 

Имейте ввиду, что для ролика еще надо написать описание и создать значок. Давайте сначала расскажем про значок. Это картинка, которая будет отображаться, пока ваш ролик не будет запущен для просмотра. К ней есть некоторые требования. Вставим сюда скриншот со страницы помощи YouTube.

Из описания ролика должно быть понятно, о чем он и должны быть указаны ссылки на ресурсы, о которых было упомянуто в ролике. Также пользователи могут писать комментарии к вашему ролику, периодически надо это проверять. В этих комментариях может быть ценная информация. Например, пользователь мог что-то не так понять. 

Дальше ролик живет своей жизнью. Его можно отправлять потенциальным клиентам, пользователям, показывать на презентациях. Он может вызвать эмоции и повлиять на отношение к продукту. Не стоит бояться снимать, в интернете вы можете найти много информации про это и все необходимые программы. Надеюсь, наша статья помогла вам  хоть немного разобраться в этом процессе. 

Также мы открыты к диалогу, если есть вопросы  — пишите в комментарии.

Let’s block ads! (Why?)

Read More

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *