Digital-трансформация завода: CRM для ERP, роботизация БП и оживление железа, ЛК, чат-боты и dream team (ч. 2)
Часть 2: Роботизация бизнес-процессов (в этой публикации)
Часть 3: Волшебные интерфейсы и оживление железа
Часть 4: Личные кабинеты, чат-боты и dream team
Роботизация бизнес-процессов на примере закупок (2 кейса)
Как часто выглядит процесс закупок на предприятии (без погружения в детали):
-
Поиск поставщиков и запрос коммерческих предложений.
-
Сравнение полученных предложений и выбор поставщика.
-
Заключение договора и осуществление поставки.
Сразу возникают элементарные вопросы:
-
Где найти поставщиков и как запросить коммерческие предложения?
-
Как сравнить полученные коммерческие предложения и выбрать поставщика?
-
Как заключить договор и проконтролировать поставку?
Обычно это происходит так:
-
Найти поставщиков в справочнике ERP или погуглить, запросить предложения в почте или по телефону.
-
Свести всю информацию в одну кросс-таблицу Excel, вручную сравнить все предложения по одним и тем же критериям и выбрать наилучшего поставщика.
-
Получить форму договора у поставщика или составить свою и ожидать поставку в срок.
В результате: огромная рутина и повторные запросы одной и той же информации у поставщиков, колоссальное количество ошибок и человеческий фактор, затянутые сроки поставок, авральный режим работы, неконтролируемые процессы.
Роботизация бизнес-процесса – это когда все или часть задач конкретного бизнес-процесса выполняют не сотрудники, а система. Таким образом, у сотрудников высвобождается время на выполнение других задач или участие сотрудников исключается полностью (в идеале).
Какие подготовительные этапы были выполнены в ERP до роботизации бизнес-процессов
-
Исправление ошибок в исторических данных справочника номенклатуры (сначала автоматически с помощью разработанных алгоритмов; затем визуальная проверка и исправление пользователями того, что не удалось однозначно сделать в автоматическом режиме):
– исправление орфографических ошибки с помощью интеграции с Яндекс.Спеллер
– удаление “мусорных” символов в наименованиях (спец.символы, кавычки, буквы “ё”, лишние пробелы)
– замена латинских букв в русских словах на буквы кириллицы, и наоборот
– и другие алгоритмы исправления ошибок в наименованиях (всего 8)
-
Упорядочивание данных в справочнике номенклатуры:
– логическое группирование по видам номенклатуры
– введение аналогов и замен
-
Обогащение данных в справочниках контрагентов и контактных лиц:
– разработка и заполнение портрета поставщика (частично автоматическое на основе исторических данных о поставках в ERP)
– актуализация контактных данных контрагентов (email, телефоны)
– актуализация данных контактных лиц контрагентов (ФИО, должность, email, мобильные телефоны)
Когда данные в порядке и их достаточно, они могут использоваться для автоматической обработки с помощью алгоритмов и роботизации бизнес-процессов.
Кейс #1: Роботизация процесса проверки поставщиков
На нашем заводе юридическая проверка поставщиков это обязательная процедура перед заключением договора поставки. В зависимости от категории поставщика и суммы закупки, каждый контрагент (ИП или юр. лицо) должен предоставить от 10 до 20 сканов документов.
В одном процессе участвуют 3-4 сотрудника из разных подразделений:
-
Менеджер по закупкам (ставит задачи менеджеру по документообороту, контролирует ход процесса проверки).
-
Менеджер по документообороту (запрашивает документы у контрагентов и выполняет их первичную проверку).
-
Юрист (выполняет юридическую проверку контрагента и документов).
-
Сотрудник службы безопасности (при необходимости).
ВАЖНО! Чтобы не только правильно выполнялась процедура проверки, но вовремя запрашивалась и поступала информация от поставщиков, вовремя выполнялись и передавались задачи между всем участниками процесса проверки, включая поставщиков.
Для роботизации процесса проверки поставщиков в ERP мы связали в одну систему следующие компоненты:
-
ERP-система (рабочее место сотрудников).
-
Сайт компании (интеграция с ERP и сервисом DaData.ru).
-
Почта Gmail (интеграция с ERP и сайтом).
-
Сервис DaData.ru (интеграция с сайтом и ERP).
-
Сервис 1С:Контрагент (интеграция с ERP).
На сайте компании разработана форма для самостоятельного заполнения контрагентом.
Для простоты заполнения к форме сайта подключен сервис DaData.ru – это и заполнение поле из общедоступных справочников и автоматическое заполнение связанных полей.
Пример формы на сайте для заполнения поставщиком
1, 2, 3, 4 – Заполнение по справочникам из сервиса DaData.ru
5 – Список компетенций поставщиков и подрядчиков из ERP
Все формы на сайте адаптивные, можно легко заполнить на смартфоне.
Пример адаптивной формы на сайте для заполнения поставщиком
Заполненная на сайте форма отправляется в ERP, где автоматически преобразуется в данные – создаются элементы справочников (контрагенты, контактные лица), документ проверки поставщика, задачи для сотрудников, письма с уведомлениями поставщиков.
Пример формы документа проверки поставщика в ERP
-
Текущее состояние проверки поставщика.
-
Статус предквалификации (отдельный бизнес-процесс, здесь не рассматривается).
-
Автоматическое определение статуса контрагента (действующий или в состоянии ликвидации).
-
Досье контрагента на дату начала проверки (автоматически сохранено в PDF).
-
Досье контрагента на дату открытия документа проверки (динамическое формирование отчета).
-
Блок проверки документов (с возможностью автоматического запроса дополнительных документов, которые изначально не запрашиваются на сайте).
-
Автоматическая проверка соответствия кодов ОКВЭД контрагента предмету закупки.
-
Автоматическая проверка срока регистрации контрагента.
-
Автоматические задачи сотрудникам, история действий по проверке, автоматические письма контрагенту.
Робот автоматически отклоняет проверку контрагента с отрицательным результатом по 10 признакам, и одновременным уведомлением по email поставщика о причине.
1 – Робот автоматически устанавливает отрицательный статус проверки и завершает бизнес-процесс проверки.
2 – Робот автоматически определяет причина не прохождения проверки, и автоматически отправляет контрагенту письмо с причиной не прохождения проверки.
3 – Менеджер по закупкам всегда может обосновать проведение проверки, отправив ответственному задачу на согласование (бизнес-процесс проверки будет автоматически инициирован при положительном согласовании).
Пример автоматических признаков, которые проверяет робот проверки поставщиков
Пример автоматического письма поставщику, когда проверка не пройдена
Когда у робота нет причин отклонять проверку, в ERP автоматически стартует бизнес-процесс и сотрудники начинают получать автоматические задачи.
Пример задачи, которую получает сотрудник на своем рабочем месте в ERP
1 – Назначен ответственный
2 – Установлен крайний срок выполнения задачи
3 – Ссылка на документ проверки поставщика
Таким образом, робот автоматически ставит задачи разным сотрудникам (или ролям) при переходе бизнес-процесса проверки на разные этапы.
Пример истории задач сотрудникам при проверке поставщика
Все задачи для сотрудников имеют сроки выполнения. Настройки всегда можно изменить в ERP (в пользовательском режиме).
Пример настроек робота в ERP для бизнес-процесса проверки поставщиков
1 – Настройки адресации ролей и сроков выполнения задач ответственными.
2 – Настройка служебных ролей для ожидающих процессов.
3 – Настройка срока ожидания повторного предоставления документов поставщиком (после чего проверка завершается автоматически с отрицательным результатом).
Когда в процессе проверки поставщика сотрудник выявляет недочеты, он устанавливает переключатель в положение “Не соответствует” и указывает причину в комментарии.
Контрагент получает автоматическое письмо по email для устранения выявленных замечаний:
1 – Замечание по каждому документу.
2 – Уникальная ссылка с ограниченным сроком действия.
Форма на сайте, открытая по уникальной ссылке из письма, предлагает загрузить только те документы, которые запрошены у контрагента повторно.
Пример формы на сайте для повторного запроса документов
Циклов повторного запроса может быть несколько, пока контрагент не устранит все замечания и не предоставит требуемые от него документы.
Пример истории почтовых писем от робота по одной проверке поставщика
Все шаблоны автоматических писем настраиваются в ERP (в пользовательском режиме).
Пример настройки почтовой подсистемы для робота проверки поставщиков
1 – Настройки почтовых ящиков для уведомлений.
2 – Настройка почтовых ящиков для загрузки данных с сайта.
3 – Настройка шаблонов автоматических email для различных событий.
Плюсы роботизации бизнес-процесса проверки поставщиков:
1. Из процесса проверки исключен один сотрудник – менеджер по закупкам.
Постановку задач и контроль хода процесса проверки выполняет робот, у менеджера по закупкам высвобождается время на выполнение других задач.
2. Поставщики самостоятельно предоставляют данные через сайт.
Высвобождается время у менеджера по документообороту для запроса документов по email, и у поставщика для выяснения вопросов и пересылки писем.
3. Робот автоматически проверяет поставщиков по 10 признакам.
И отклоняет проверку самостоятельно в случае выявления недочетов. У сотрудников высвобождается время для выполнения других задач.
4. Робот автоматически ставит задачи сотрудникам разных подразделений.
Сотрудникам не нужно думать о том, кому передать результат своей работы, а задачи не будут забыты или просрочены.
5. Робот автоматически пишет письма поставщикам.
Сотрудникам не нужно тратить время на написание писем, а поставщики всегда получают обратную связь.
6. Не нужно увеличивать штат сотрудников при увеличении числа поставщиков.
А количество поставщиков увеличивается, так как менеджер по закупкам, в высвободившееся время может заниматься поиском новых поставщиков и более тщательной проработкой наилучших условий поставки.
7. Новые поставщики приходят самостоятельно через сайт компании.
Контрагенты самостоятельно заходят на сайт и заполняют форму, чтобы получать запросы коммерческих предложений на поставку товаров или выполнение работ.
Мы разработали и более простых роботов, которые являются частью подсистемы проверки поставщиков. Например, робот проверки статуса ликвидации организаций.
Настройки и функционал робота проверки статуса ликвидации организаций
Ежедневно ночью робот автоматически проверяет всю базу контрагентов в ERP и актуализирует статус ликвидации по каждому ИП и юр. лицу (интеграция с сервисом DaData.ru).
При обнаружения признака ликвидации у контрагента:
1 – Робот автоматически уведомляет ответственных сотрудников.
2 – Робот приостанавливает оплаты в счет контрагента.
3 – Робот маркирует карточку контрагента в ERP.
Кейс #2: Роботизация процесса запроса КП у поставщиков
Процесс сбора, обработки и согласования коммерческих предложений не менее трудоемкий, чем процесс проверки поставщиков:
-
Поиск поставщиков и подрядчиков.
-
Запрос коммерческих предложений и их сбор.
-
Сравнение предложений и выбор наилучшего поставщика.
-
Подготовка аналитической записки и согласование с руководителем.
Нужно учесть, что разные поставщики присылают коммерческие предложения в разной форме, часто не указывают элементарных условий (цены указаны с НДС или без, сроки поставки, наличие и сроки гарантии, способ доставки и т.п.). Процесс повторяется заново.
Для роботизации процесса запроса и обработки коммерческих предложений в ERP, мы связали в одну систему следующие компоненты:
-
ERP-система (рабочее место сотрудников).
-
Сайт компании (интеграция с ERP).
-
Почта Gmail (интеграция с ERP и сайтом).
Рабочее место менеджера по закупкам в ERP с функционалом запроса КП через сайт
Шаг 1: Менеджер выбирает позиции (1) для запроса предложений через сайт (2).
Выбор позиций номенклатуры для запроса КП через сайт
Шаг 2: Робот автоматически выбирает (1), и показывает менеджеру подходящих поставщиков (2) и контактных лиц (3) с заполненными email (4), а также компетенции, результаты проверок и последние поставки (5).
Шаг 3: Менеджер выполняет визуальную проверку и запрашивает КП через сайт.
Шаг 4: Для каждого контрагента робот автоматически создает письмо со ссылкой для заполнения коммерческого предложения.
На сайте разработана динамическая форма для заполнения поставщиком коммерческого предложения:
1. Условия оплаты (налогообложение, цены с НДС или без, ставка НДС,наличие отсрочки и размер аванса).
2. Условия поставки (способ и срок доставки, наличие и срок гарантии).
3. Товары к поставке (цены, особые условия гарантии, сроков поставки или аналоги).
Пример формы на сайте для заполнения КП поставщиком
Таблицу товаров к поставке можно скачать в Excel.
Пример адаптивной формы на сайта для заполнения КП на смартфоне
Важно! Чтобы поставщик не тратил время на подготовку формы коммерческого предложения, ее можно:
-
Скачать уже заполненную прямо на сайте.
-
Распечатать, поставить подпись и печать.
-
Отсканировать и загрузить на сайт.
Пример заполненной формы коммерческого предложения от лика поставщика
Одну форму коммерческого предложения на сайте можно заполнять несколько раз. Заполненные данные автоматически сохраняются в кеш и не будут потеряны.
Такие образом, все коммерческие предложения поступают в ERP автоматически.
После окончания срока приема предложений, в ERP автоматически формируется аналитическая записка.
Робот автоматически формирует аналитическую записку и сравнивает все предложения от поставщиков по одним и тем же критериям (1), и ранжирует претендентов (2) в порядке убывания.
Робот запроса и обработки коммерческих предложений завершает свою работу, и ставит задачу менеджеру по закупкам для проверки аналитической записки и дальнейшего согласования закупки с руководителем.
Мы разработали и других роботов, которые работают в режиме 24/7 и облегчают жизнь.
Спасибо, что дочитали до конца!
Задавайте вопросы, постараюсь на все ответить.