Как мы делали сайт Президента Татарстана и кому он на самом деле нужен

На связи команда Центра цифровой трансформации Татарстана. В апреле 2020 года у нас появилась задача: сделать редизайн сайта президента РТ. В пандемию нагрузка на сайт резко возросла — люди стали чаще сидеть в интернете и заходить на сайт. При этом сайт устарел не столько технически, сколько визуально, и мы поняли, что сайт надо менять.

Мы могли бы просто поменять дизайн кнопочек и подвигать блоки, но мы заморочились — решили сделать так, чтобы сайт был удобным. Показываем, что у нас получилось.

Определили, для кого мы делаем сайт
Заявка поступила в апреле 2020 года: из-за самоизоляции для нас это была первая работа, когда руководитель проекта ни разу не виделся с дизайнерами вживую. Над сайтом работали четыре человека: менеджер проекта, UX-дизайнер, и два UI-дизайнера. Каждый день мы созванивались, обсуждали концепты и процессы. Начали мы, как всегда, с исследования.

Прежде чем начать делать сайт, UX-аналитики просматривали статистику сайта через Яндекс.Метрику. Мы изучили показатели посещаемости, социально-демографические данные пользователей, их предпочтения по контенту, параметры сессий и закономерности в просмотре страниц. Затем собрали все данные воедино и сформировали три целевые аудитории.

СМИ. Журналисты заходят на сайт президента в основном за пресс-релизами и чаще всего посещают раздел «Новости».


Журналисты копируют текст новости, скачивают фото и видео — это основной сценарий использования

Госслужащие. Работников госучреждений интересует раздел «Документы». Эту группу мы вычислили по времени использования сайта: основной период посещений на сайте с 8 до 11 утра, с 12 до 13 показатели падают (у всех обед), затем пользователи снова активны с 14 до 19 часов. Ночью на сайт никто не заходит.

Эта группа пользователей читает и скачивает постановления, распоряжения и указы президента республики.

Жители Татарстана. Чаще всего они интересуются разделом «Сведения о президенте» или хотят оставить свое обращение через форму обратной связи.


У каждой группы пользователей есть свои «любимые» разделы

Подружили UX и UI
После того, как мы определили основные сегменты аудитории, мы начали делать прототип в Figma — определяли порядок экранов и расставляли блоки. Все идеи заносили сразу туда — чтобы ничего не потерялось. Саму структуру сайта мы практически не трогали.


Сайт состоит из 6 разделов и 29 страниц. Госсайты регламентированы законом и некоторые вещи нельзя менять, например интернет-приемную.

Принялись за концепт-дизайн — детально отрисовывали в Фигме главную страницу и 6-7 внутренних.

Первые наброски концепт-дизайна выглядели примерно так

Идея принятого дизайна сайта пришла не сразу: у нас было несколько вариантов, которые не прошли нашу внутреннюю проверку и мы не стали их показывать Аппарату Президента — они были хороши, но ничего нового в них не было.


Был и такой вариант

В процессе работы мы изучили сайты глав других регионов, президентов разных стран, органов государственной власти. Наиболее близким для нас по целям оказался сайт kremlin.ru — его мы использовали в качестве одного из референсов. Например, мы позаимствовали разделение ленты новостей на правую и левую колонку.
Его мы взяли за основу, но много чего добавили или переделали. Вот несколько идей, которые мы тестировали:

  • Вертикальное меню,
  • Крупная фотография президента на главной,
  • Одна новость на главной на весь экран с фото,
  • Эмодзи в интерфейсе,
  • Видео-трансляции с президентом на главной,
  • Галереи фотографий как в инстаграме.


Эмоджи на главной и видеотрансляции.

При этом мы докрутили саму идею: заходя на сайт, журналист видит последнюю новость на половину экрана — вся готовая информация в ноль кликов. Копируй текст, скачивай фото — все просто. Если нужны предыдущие новости — слева колонка с двадцатью последними новостями.


Посетитель сайта может читать новости без перехода на детальные страницы. Это сокращает время доступа к контенту, свежую информацию теперь получать быстрее и удобнее.

На сайте легко переключаться между новостями, видео и фоторепортажами. На обычных новостных и государственных сайтах такого нет — нужно открывать в новой вкладке.

Мы хотели, чтобы сайт работал как сервис и был удобным инструментом для журналиста. Обычно на сайте появляется не больше двух-трех новостей в день — сайт сделан так, чтобы их было видно сразу.

Сделали сайт за 3 месяца
Проект был быстрый — журналисты буквально атаковали сайт с запросами. Вот как мы работали:

  • апрель — постановка задачи и исследование;
  • май — прототип и согласование прототипа;
  • июнь — разработка концепт-дизайна сайта и согласование;
  • июль — верстка;
  • август — разработка, тестирование.

Хотя задача была поставлена еще в апреле, времени прохлаждаться не было. Вот что мы сделали, чтобы ускорить процессы:

Быстро собрали обратную связь. Обычно на таких проектах собирают фокус-группу и где-то месяц тестируют. Мы не стали делать это, а пошли в наш пресс-центр и собрали комментарии буквально за пару дней.

Пошли на риск. Согласовав дизайн в первой инстанции, мы не стали дожидаться всех кругов согласования, а продолжили доделывать сайт без окончательного одобрения. Мы могли сидеть и ждать или работать — угадайте, что мы выбрали?

Разделили работу в команде. Каждый день мы созванивались с командой на 10-15 минут, чтобы определить, кто что делает — никаких двухчасовых планерок по проекту.

Нам удалось сделать сайт в срок: 6 апреля начали исследование, а 30 июня после множества согласований отдали в разработку. Сайт запустили вовремя — в начале сентября.

Посмотрите, что у нас получилось: president.tatarstan.ru и пишите свое мнение в комментариях)

Let’s block ads! (Why?)

Read More

Recent Posts

VK купила 40% билетной платформы Intickets.ru

VK объявляет о приобретении 40% компании Intickets.ru (Интикетс). Это облачный сервис для контроля и управления продажей билетов на мероприятия. Сумма…

1 день ago

OpenAI готовится запустить поисковую систему на базе ChatGPT

OpenAI готовится запустить собственную поисковую систему на базе ChatGPT. Информацию об этом публикуют западные издания. Ожидается, что новый поисковик может…

2 дня ago

Роскомнадзор рекомендовал хостинг-провайдерам ограничить сбор данных с сайтов для иностранных ботов

Центр управления связью общего пользования (ЦМУ ССОП) Роскомнадзора рекомендовал компаниям из реестра провайдеров ограничить доступ поисковых ботов к информации на российских сайтах.…

2 дня ago

Apple возобновила переговоры с OpenAI и Google для интеграции ИИ в iPhone

Apple возобновила переговоры с OpenAI о возможности внедрения ИИ-технологий в iOS 18, на основе данной операционной системы будут работать новые…

1 неделя ago

Российская «дочка» Google подготовила 23 иска к крупнейшим игрокам рекламного рынка

Конкурсный управляющий российской «дочки» Google подготовил 23 иска к участникам рекламного рынка. Общая сумма исков составляет 16 млрд рублей –…

1 неделя ago

Google завершил обновление основного алгоритма March 2024 Core Update

Google завершил обновление основного алгоритма March 2024 Core Update. Раскатка обновлений была завершена 19 апреля, но сообщил об этом поисковик…

1 неделя ago